Это архивная версия сайта. Новый сайт находится по адресу https://chuvsu.ru

 Знакомьтесь: студенты факультета искусств – победители «Недели науки-2020» | Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
 



Знакомьтесь: студенты факультета искусств – победители «Недели науки-2020»

Среда, 06.05.20

В этом году традиционная для нашего вуза студенческая «Неделя науки» прошла в дистанционном формате, о чем, конечно, сожалеют все студенты факультета искусств – участники двух секций. Тем не менее исследования, представленные на суд строгого, но доброжелательного жюри, были интересны, глубоки и по-своему оригинальны.

Победителями, по единодушному решению, стали две работы. Познакомимся с их авторами.

Воробьева Ильдуганова Мила

Воробьева (Ильдуганова) Мила – автор исследования «Народные песни села Жабское Ровеньского района Белгородской области». Мила учится на 1 курсе магистратуры по направлению «Искусство народного пения».

- Мила, расскажи, пожалуйста о своей работе. Почему ты выбрала именно эту тему?

- Еще на втором курсе бакалавриата во время обсуждения темы моего будущего доклада для научной студенческой конференции научный руководитель Т.А. Дзюба поинтересовалась, сохранились ли в моем родном селе старинные обряды и чувашские народные песни? И мне стало интересно: действительно, а какие древние обряды и песни «живут» в моем селе? Особенностью было то, что село находится не в Чувашии, а в Татарстане, и живут в нем и чуваши, и татары, и русские. Так со второго по четвертый курс я собирала традиционный чувашский песенный фольклор села Шама Алексеевского района Республики Татарстан. Работа была трудной, но интересной. Приходилось «подключать» и знания психологии, чтобы расположить к себе респондентов старшего поколения: не каждая бабушка захочет так сразу спеть старинную песню, рассказать о том, как проводились обряды пятьдесят или семьдесят лет назад. Моя мама и тетя также подключились к моим изысканиям, опрашивали местных жителей, присылали мне сохранившиеся фотографии некоторых обрядов из семейных альбомов односельчан.

Результатом тогда стали не только доклады на студенческих конференциях и научные публикации по теме, но и моя итоговая бакалаврская выпускная работа, в которую вошли 12 записанных на диск песен и описание сохранившихся в моем селе традиционных обрядов некрещёных чувашей.

И вот сейчас, когда поступила на 1 курс магистратуры, начала новое исследование с моим неизменным научным руководителем. Дело в том, что после окончания бакалавриата я оказалась в Белгородской области, где работаю по своей специальности. Учу детей секретам народного пения, занимаюсь со взрослыми, которые любят народную песню. Я обратила внимание на то, что традиционный музыкальный диалект Белгородской области сложился под влиянием двух песенных культур – украинской и русской. Это – тема моего исследования, результатом которого должна стать будущая выпускная магистерская работа. Мне сейчас очень помогает опыт предыдущей работы. Сейчас главная сложность для меня – это нотирование собранного музыкального материала, т.е. запись песен нотами. В народной музыке встречаются такие музыкальные звуки, которые в принципе невозможно записать при помощи нот (тех, которыми пользуются академические музыканты). Вот над этим сейчас я «бьюсь». Но все равно это очень увлекательная для меня тема, тем более что здесь я знакомлюсь с совершенно новой для меня песенной народной культурой.

- Спасибо, Мила, и успехов тебе в твоем исследовании.

Тимофеева-Карина

Победитель второй секции – выпускница бакалавриата Тимофеева Карина. Как и Мила Карина учится по направлению «Искусство народного пения». И научный руководитель Карины  Т.А. Дзюба, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель СНО факультета искусств. Карина представила работу «Методы работы с детским голосом. Игровая методика О.В. Кацер».

- Карина, в чем суть твоего исследования и почему ты остановилась на этой теме?

- Педагогическая работа и все, что с ней связано привлекают меня еще со времен практики, которую я проходила в педагогическом колледже. После окончания университета я хочу работать с детьми и учить их петь народные песни. И поскольку детский голос – это самый хрупкий «музыкальный инструмент», нужно очень хорошо знать разнообразные методики работы с ним. Кроме того, народная манера пения очень значительно отличается от академической постановки, что тоже нужно учитывать в работе с детьми разного возраста.

Изучая работы таких мастеров как народная артистка СССР Нина Константиновна Мешко; доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения Людмила Васильевна Шамина; профессор кафедры сольного пения Нижегородской консерватории Татьяна Алексеевна Кошелева, я обратила внимание на методику  Ольги Валерьевны Кацер, и решила сделать по этой теме доклад для студенческой научной конференции. Если те мастера, о которых я говорила обобщают свой опыт, показывают начинающим педагогам к чему мы должны стремиться и как работать, условно говоря, со «взрослыми» певцами, то методика Кацер раскрывает секреты общения педагога с малышами. А это то, что меня сейчас больше всего интересует. Благодаря занятиям и общению с детьми через игру у педагога есть возможность ввести ребенка в мир народной песни, правильно и осторожно развивая его ранимый голосовой аппарат, учитывая психологические особенности дошколят.

Изучение этих и других методик является содержанием моей выпускной квалификационной работы. По совету моего научного руководителя я готовлю сейчас рабочую программу для своей будущей педагогической работы. В ней я также учту опыт первого года работы Милы Воробьевой, у которой уже появились свои собственные педагогические находки. Для меня это важно, потому что я таким образом лучше готовлюсь к работе педагогом. 

- Спасибо, Карина. А выступать на сцене ты будешь или полностью переключишься на педагогическую деятельность?

- Конечно же, буду выступать как и Мила, с которой мы вместе выступали в фолк-группе «Ярды» под руководством нашего педагога по вокалу народной артистки Чувашии Августы Васильевны Уляндиной.

- Успехов вам, девочки, в учебе и на сцене! Ждем новых исследований!

rasp z 2

priem

ПРИЕМ - 2020

lk

hotline

В ЧГУ им. И.Н. Ульянова начала работу «горячая линия» для абитуриентов.
С понедельника по пятницу с 09:00 до 17:00 по многоканальному телефону

8-800-550-79-88
(звонок бесплатный)

специалисты приемной комиссии будут консультировать поступающих и родителей.
В субботу с 9:00 до 14:00. 

banner-300dpi

d o

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

letn sh

ЛЕТНИЕ ШКОЛЫ ДИСТАНЦИОННО 

forum

dod 2020

payment
 kml

kv

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРОНАВИРУСУ

180320

8 (8352) 45-20-27 (по вопросам дистанционного обучения)
8 (8352) 58-31-93 
(дежурно-диспетчерская служба)
8 (8352) 45-23-39 (приемная комиссия)

STUDENChESKAYa BIRZhA TRUDA

75

voin pam

Volonterskiy korpus

geroi-otechestva

100

100-ЛЕТИЕ ЧУВАШСКОЙ АВТОНОМИИ

vek yub

ВЕКОВОЙ ЮБИЛЕЙ

fakty ch

vyp

msb
chuv ter inn

you

ulianovetz

smi chgu

olimp 2019

projektы

zdo
molod 2016
vak
 
brs
 
bass

banner1_1 banner1 banner2_2 banner2_2 banner3 banner3 banner4 eo ek pfo_copy banner11_3 banner7 fz1 banner10
liniab
Адрес университета: 428015, Россия, Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Телефон: (8352) 58-30-36, 45-23-39 доп.37-50. linia