Это архивная версия сайта. Новый сайт находится по адресу https://chuvsu.ru

 Судьба военного летчика | Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова 

Судьба военного летчика

Суббота, 28.03.15

О ней так много сказано и написано, но все-таки мы не знаем одного – что это такое на самом деле – Великая Отечественная война. Студентка историко-географического факультета ЧГУ Татьяна Фуженкова с особым, трогательным трепетом рассказывает: «Как и все мои ровесники, я не знаю и не хочу войны. Не хотели ее и те, кто доблестно сражался, оберегая нашу Родину. Среди них и мой дедушка – Иван Сергеевич Фуженков – летчик военно-воздушных сил СССР, Гвардии подполковник. Пусть я не видела его, к сожалению, но хорошо знаю деда по рассказам отца. Смелые героические подвиги навсегда останутся в памяти нашей семьи…»

И.С. Фуженков родился в 1908 году в селе Яковлево Елабужского района Республики Татарстан. В 1934 году окончил Сталинградскую летную школу и освоил полеты на четырехмоторном бомбардировщике ТБ-3. Иван Сергеевич участвовал в войне с белофиннами, за храбрость и мужество был награжден медалью «За отвагу».

22 июня 1941 года дедушка Татьяны встретил войну на украинском аэродроме в Борисполе. В первые дни войны наша Дальняя Авиация потеряла много самолетов, которые, не успев взлететь, были сожжены на аэродромах фашистскими истребителями и бомбардировщиками. Семьи военных летчиков вместе с бабушкой Тани Анастасией Никаноровной и ее дочерью Людмилой были эвакуированы из Борисполя в тыл, а дедушка вместе с экипажем ТБ-3 начал отважно выполнять ночные полеты и бомбить танки, эшелоны и укрепрайоны наступающих фашистов. «В ночь с 30 на 31 мая 1942 года экипаж, которым командовал мой дед, был сбит истребителем противника. Летчикам удалось покинуть горящий самолет на парашютах и приземлиться на территории, занятой армией генерала П.А. Белова, которая была введена в прорыв и находилась в окружении. Члены экипажа самолета моего дедушки в составе 8 человек были переброшены из окружения на самолетах на свой аэродром», – вспоминает Таня рассказы папы.

Бывали разные случаи. Самолет ПО-2 рассчитан на двух членов экипажа: пилот и стрелок. Немцы наступали очень стремительно. Надо было как можно быстрее вывозить раненых летчиков из окружения в госпитали. На аэродроме подо Ржевом находилось около десятка русских самолетов, мест в них всем не хватало. И тогда командование отдало приказ привязывать раненых веревками к крыльям самолета. Но не все соглашались на такой рискованный перелет, два человека отказались лететь таким способом. Как потом оказалось, фашисты взяли их в плен. А привязанные летчики успешно перелетели через линию фронта, благополучно приземлились на аэродром и залечили боевые раны в госпитале.

Татьяна показывает старые фотокарточки: вот ее дедушка в молодости, вот – в форме. А здесь – вместе с сослуживцами. Девушке запомнился такой случай из рассказов: «Летчики хорошо знали местность, помнили каждый дом, каждое дерево. Экипаж самолета, которым командовал мой дед, летел на выполнение боевого задания. На обратном пути стрелок обратился к деду: «Иван Сергеевич, когда мы летели на задание, на поле не было таких зеленых пышных кустов. Не могли же они вырасти за два часа…» Не успел стрелок произвести несколько выстрелов из пулемета, как «кусты» тут же разбежались в разные стороны и распластались по земле. Оказалось, это фашисты привязали к рукам густые зеленые ветки, имитируя кустарники. Вот так внимательность, профессиональный опыт и наметанный глаз помогли уничтожить группу разведчиков.

Бережно листает Таня Фуженкова письма: «Перечитывая их, понимаю, как война сдружила оставшихся в живых фронтовиков. Они искренне радовались встречам, вспоминали былые времена. Из письма однополчанина Г.Я. Чарквиани моему деду: «А еще вспоминается Полтава. Однажды с запада послышался гул самолетов, летевших на низкой высоте. Все разбежались, думали, что немецкие самолеты. На аэродроме было много песка, так как в это время начали делать бетонированные площадки, и один из механиков, не зная, куда спрятаться, воткнул голову по шею в песок. Много чего случалось – и грустного, и веселого…»

«В нашей семье много реликвий Великой Отечественной войны. Одна из таких – воскресный выпуск газеты «Сталинец» от 21 сентября 1941 года. В черной рамке справа – надпись «Газету после прочтения сжечь». На первой странице статья о моем дедушке, рассказывающая о ночных вылетах экипажа под его командованием: «Пример коммуниста-командира».

Одна из самых дорогих реликвий семейного архива – личная летная книжка моего дедушки. В нее заносились все данные о полетах на основании документов, которые имелись в распоряжении частей, где состоял на службе летчик. Полеты записывались в хронологическом порядке, все данные подписывались командиром и начальником штаба. Внимательно изучив летную книжку, можно проследить, какие полеты выполнял дед день ото дня. 25 июня 1941 года начались полеты на боевые задания с аэродрома Борисполя. В октябре деда назначили командиром авиационной эскадрильи 14 ТБАП. За 1942 год летчик Фуженков совершил 105 дневных вылетов и 60 ночных на самолете ТБ-3, а на самолете ЛИ-2 – 84 дневных и 4 ночных. В 1943 году мой дедушка летал только на самолете ЛИ-2. За весь год – 244 дневных вылета и 193 ночных.

В сентябре 1944 года мой дед был командирован на учебу в академию, которую окончил в 1948 году с золотой медалью и дипломом с отличием, был назначен на должность командира 220 транспортного авиаполка в городе Винница. О выпуске в Краснознаменной Военно-Воздушной академии было написано в газете «Сталинский сокол» от 9 мая 1948 года».

За отличное выполнение боевых заданий по уничтожению врага, за смелость, отвагу и храбрость Иван Сергеевич Фуженков был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда», «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

Татьяна Фуженкова с любовью говорит: «Горжусь, что мой дед достойно сражался с фашистами, навсегда сохраню память о нем. 9 мая с семьей пойду на могилу к дедушке, возложу цветы и еще раз поблагодарю за мирное небо над моей головой: «Правда – в памяти! У кого нет памяти, у того нет жизни!».

Записала Н. АРТАМОНОВА.

Вернуться вверх