Это архивная версия сайта. Новый сайт находится по адресу https://chuvsu.ru

 Как первокурснику успешно войти в учебный процесс вуза? | Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова 

Как первокурснику успешно войти в учебный процесс вуза?

Суббота, 19.03.16

Завершение обучения в школе и поступление в вуз – это вступление во взрослую жизнь. Для студента первого курса начало учебного года не только шаг навстречу будущей профессии, самостоятельной жизни, но и значительный стресс. Как первокурснику сделать этот шаг уверенно и успешно адаптироваться к обучению в вузе? Об этом мы беседуем с ректором университета Андреем Юрьевичем Александровым.

– Андрей Юрьевич, как наши студенты проявляют себя на первых курсах?

– По-разному. Но даже самым коммуникабельным требуется определенное время, чтобы привыкнуть к новой жизненной ситуации. В условиях изменившейся среды жизнедеятельности человеку необходимо освоить новую модель поведения, одним словом – адаптироваться. Когда появляются основания считать, что адаптация успешно пройдена? В том случае, если студент перестает испытывать стресс, чувствует себя уверенно, как рыба в воде.

– А какой период времени занимает адаптация?

– Говоря об адаптации первокурсников, то данный процесс занимает от первого семестра до целого учебного года. Начальный этап пребывания в вузе чрезвычайно важен, поскольку безболезненная адаптация студента-первокурсника – важнейший фактор его успешной учебы, а в дальнейшем и самореализации на рабочем месте. Преподаватели нашего университета проводят опросы первокурсников с тем, чтобы выяснить какие имеются трудности в адаптации и помочь в их преодолении.

– В вуз поступают ребята с разными баллами ЕГЭ, из семей с разными доходами…

– Да, таковы реалии нашей жизни. Самые первые дни в университете – это испытание и для самооценки новоиспеченного студента. Много лет он был в привычной социальной роли по отношению к одноклассникам, школьным педагогам. В вузе ребята попадают в совершенно новый коллектив однокурсников и имеют дело с незнакомыми ранее преподавателями. К тому же учебный процесс в университете сильно отличается от школьного. Присутствуют в образовательном процессе и элементы конкуренции среди студентов: кто успешнее учится, тот, как правило, и попадет по окончании вуза в более престижную компанию. Это не для всех комфортно, это серьезный новый вызов. И вот здесь, безусловно, ключевую роль играет то, как ребята привыкли учиться в школе, насколько они способны самостоятельно добывать знания, осваивать те или иные дисциплины, жить в коллективе.

Дополнительные сложности испытывают иногородние первокурсники. Надо понимать, что это и адаптация к городскому укладу жизни, повышенные финансовые расходы домохозяйств по обеспечению их быта: питания, проживания и т.п. К тому же сегодня молодые люди повышенное внимание обращают на то, как одеваются сверстники, невольно сравнивают себя со своими столичными однокурсниками. Приезжим студентам приходится обустраиваться в общежитии либо подыскивать съемное жилье. В случае, если родители не могут полностью обеспечить ребенка материально, студенту приходится подрабатывать в свободное от учебы время.

– Насколько сильно мнение родителей школьника влияет на выбор вуза и специальности?

– Статистика свидетельствует, что около 80% выпускников школ выбирают будущую профессию под влиянием, а иногда и под давлением родителей. Само по себе деятельное участие родителей в определении будущего их детей позитивно, однако если выбор был сделан лишь на основе личных желаний родителей, а не с учетом способностей и склонностей ребенка, то, совершенно очевидно, что такому студенту учиться будет непросто. Он вынужден будет преодолевать собственное внутреннее сопротивление, осваивая неинтересную ему специальность. А ведь учеба должна быть в радость! Тогда и с адаптацией все будет гораздо проще.

– Какие шаги предпринимает наш университет, чтобы помочь первокурснику как можно быстрее и с наименьшими издержками почувствовать себя в своей тарелке?

– Мы вплотную начали заниматься этим вопросом с октября прошлого года. Ректорат принял решение разработать программу адаптации студентов первого курса под названием «Первокурсник». Подготовить проект поручили Центру по работе с одаренной молодежью. В этой работе также участвовали Центр профориентации и кафедра социальной и клинической психологии.

Наши разработчики обратились к опыту работы с первокурсниками российских вузов. Оказалось, что в университетах страны, к сожалению, крайне мало реально работающих программ адаптации.

В повестке дня ближайшего заседания Ученого совета университета – утверждение программы «Первокурсник», реализацию которой планируем начать в сентябре 2016 года.

– Андрей Юрьевич, думаем, что тема интересна нашим читателям. Предлагаем продолжить разговор на страницах одного из очередных номеров газеты «Ульяновец».

– С удовольствием отвечу на ваши вопросы, тем более, что мы в сегодняшней беседе лишь обозначили этот очень актуальный вопрос.

Газета "Ульяновец". 2016. 17 марта.

Вернуться вверх