Это архивная версия сайта. Новый сайт находится по адресу https://chuvsu.ru

 Легендарный Т-34 – лучший танк Второй мировой войны | Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
 



Легендарный Т-34 – лучший танк Второй мировой войны

Пятница, 05.05.17

В преддверии 9 Мая мы продолжаем серию сюжетов, посвященных символам Победы. В годы Второй мировой войны советскими конструкторами было создано немало знаменитых образцов оружия. Но Великую Отечественную, да и саму Победу в ней невозможно представить без легендарного Т-34. Именно поэтому наш следующий сюжет мы решили посвятить лучшему танку Второй мировой.

- Броня крепка и танки наши быстры, и наши люди мужества полны.

Слова из песни «Марш советских танкистов» лучшим образом характеризуют Т-34. Надежная броня, скорость и манёвренность – главные отличия этого советского танка от немецких машин. А еще наклонный лобовой лист, отражающий снаряды противника – гениальная мысль советского конструктора Михаила Кошкина. Все эти преимущества признавали и советские бойцы, и немецкие офицеры. 

Из воспоминаний ефрейтора немецкой танковой дивизии СС:
- Когда я воевал в России на нашем танке Т-3, при виде «34-ок» нам оставалось только включить заднюю скорость и удирать.

- У немцев мелкозвенчатые были гусеницы, - говорит ветеран Великой Отечественной войны Алексей Яковлев. - Вот заедет на грязь, и столько грязи на них набирается. У нас скорость была больше, чем у немецких танков. Быстро поворачивался на 360 градусов на месте в любое время. А у немцев тоже поворачивался, но медленно, как старый старик. 

- А вам приходилось за немецким танком сидеть? 

- Не только сидеть, выворачивали у них зеркала. Бриться танкистам надо было.

Алексей Алексеевич Яковлев прошел три войны – финскую, Великую Отечественную и японскую. За все это время он сменил 13 танков. И знает в них толк. Говорит, это не так уж и много, ведь Т-34 легко ремонтировался и в считанные часы из мертвого груза превращался вновь в боевую машину. Не раз броня «34-ки» спасала ветерану жизнь. 

- Утром немецкая артиллерия, обнаружив танк Чебашвилли, нанесла ураганный огонь, и после боя оказалось, что вся земля была изрыта. Было пущено по советскому танку порядка ста снарядов и мин, но танк вновь остался на ходу, - рассказывает о воспоминаниях Катукова студент историко-географического факультета ЧГУ им. Ульянова Андрей Николаев.

Несмотря на такие характеристики советской машины, враг всеми силами старался умалить их превосходство и таким образом подорвать дух бойцов.

- Василий Брюхов в своих воспоминаниях пишет о том, что когда остановились на территории Румынии возле населенного пункта, к его танку подошли местные жители, а одна женщина украдкой начала скребать ножиком по корпусу. Выяснилось, что фашисты распускали сплетни о том, что советские танки сделаны из дерева, - говорит кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории ЧГУ им. Ульянова Олег Андреев.

Но все было как раз наоборот, броню и пушку Т-34 изготавливали из легированной стали – особого сплава никеля, меди, хрома и ванадия. Тем не менее даже под такой защитой именно танкистам было тяжелее остальных в начале войны. Тогда Советская Армия потеряла около тысячи танков из 1200 имевшихся. А за все время войны было выпущено более 52 тысяч «тридцать четверок» различных модификаций. 

- Если б не танки, то ничего победного не было бы, - отмечает ветеран Великой Отечественной войны Алексей Яковлев.

Каждый россиянин гордится тем, что наш Т-34 лучший танк времен Великой Отечественной. Но не каждый знает, что в массовое производство он был запущен с большим трудом. Конструкторы работали над его созданием, по сути, в свободное от основных дел время. Танк называли «подкидышем». А главный его создатель Михаил Кошкин, можно сказать, пожертвовал ради него своей жизнью. Чтобы сверху дали добро на производство «34-ок», их экспериментальным образцам не хватало малости – пробега. И Кошкин решил зимой из Харькова отправиться в Москву на танках, и добрать недостающие километры. На обратном пути одна из машин, в которой сидел конструктор, провалилась под лед. После чего Михаил Ильич сильно заболел, а вскоре скончался, так и не увидев свое детище в бою. 

- Прах отца был кремирован, - рассказывает дочь конструктора Михаила Кошкина Елизавета Кошкина. - И в колумбарии эта урна стояла. И Гитлер распорядился этот колумбарий разбомбить. И он тогда еще сказал: если бы я знал, что в России создан каким-то там кондитером такой танк, я бы войну не начал.

Более 400 мемориальных танков Т-34 застыли по всему миру. Сегодня их можно увидеть не только в России или Западной Европе, но и в Израиле, на Кубе, в Африке и даже в Америке. Многочисленные памятники «34-ки» – наша дань уважения всем, кто сложил свои головы во имя Великой Победы.

Источник:http://www.chgtrk.ru/?c=view&id=15744

rasp z 2

priem

ПРИЕМ - 2020

lk

hotline

В ЧГУ им. И.Н. Ульянова начала работу «горячая линия» для абитуриентов.
С понедельника по пятницу с 09:00 до 17:00 по многоканальному телефону

8-800-550-79-88
(звонок бесплатный)

специалисты приемной комиссии будут консультировать поступающих и родителей.
В субботу с 9:00 до 14:00. 

banner-300dpi

d o

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

letn sh

ЛЕТНИЕ ШКОЛЫ ДИСТАНЦИОННО 

forum

dod 2020

payment
 kml

kv

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРОНАВИРУСУ

180320

8 (8352) 45-20-27 (по вопросам дистанционного обучения)
8 (8352) 58-31-93 
(дежурно-диспетчерская служба)
8 (8352) 45-23-39 (приемная комиссия)

STUDENChESKAYa BIRZhA TRUDA

75

voin pam

Volonterskiy korpus

geroi-otechestva

100

100-ЛЕТИЕ ЧУВАШСКОЙ АВТОНОМИИ

vek yub

ВЕКОВОЙ ЮБИЛЕЙ

fakty ch

vyp

msb
chuv ter inn

you

ulianovetz

smi chgu

olimp 2019

projektы

zdo
molod 2016
vak
 
brs
 
bass

banner1_1 banner1 banner2_2 banner2_2 banner3 banner3 banner4 eo ek pfo_copy banner11_3 banner7 fz1 banner10
liniab
Адрес университета: 428015, Россия, Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Телефон: (8352) 58-30-36, 45-23-39 доп.37-50. linia