Это архивная версия сайта. Новый сайт находится по адресу https://chuvsu.ru
Распоряжением Президента Николая Федорова от 9 июля 2010 года за особые заслуги в развитии культуры назначено ежемесячное пожизненное государственное пособие Петрову Виталию Петровичу (Праски Витти), заслуженному художнику Российской Федерации, народному художнику Чувашской Республики.
В.П. Петров (Праски Витти) родился в д. Алгазино Вурнарского района Чувашии. После окончания отделения монументально–декоративной живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной работал в г. Ижевске, Перми, Кургане, Тольятти, Самаре и других. С
Национальное своеобразие — таково кредо Праски Витти. Его творчество — конгломерат авторской энергии, эрудиции и досконального знания своего ремесла. Оно отражает необычайно широкий круг интеллектуальных запросов и, в тоже время, преисполнено преданности национальным истокам и главной теме — величие народа, которому по рождению принадлежит художник.
Знаменитые в этом плане портреты чувашских представителей творческой интеллигенции различных поколений: поэтов, композиторов, музыкантов, просветителей, а также исторические сюжеты, связанные с судьбами чувашского и венгерского народов в их тесном единстве или соприкосновении с другими народами. Бесконечна его галерея воплощений традиционных образов чувашской поэзии и фольклора в их неразрывной связи с национальным узором, как выразителем древней идеологии.
Искусство Праски Витти интеллектуально, конструктивно и неожиданно как по формальным приёмам, так и своеобразию авторского мышления. Оно не имеет прямых аналогов, обладает яркой индивидуальностью и завершенностью пластической формы. В
Он является автором монументально-декоративных работ, выполненных в ряде городов страны — Ижевске, Перми, Кургане, Казани, Самаре, Тольятти, Кунгуре и др. (роспись, сграффито, мозаика, витраж, керамика). Особый успех ему принесли мозаичное панно «Мирный труд» (
Выдающихся успехов, признанных во всем мире, достиг произведениями, выполненными в технике горячей эмали. Значительны достижения художника в станковой и книжной графике (офорт, черно-белая и цветная линогравюра, акварель, рисунок карандашом и тушью), а также в станковой живописи (масло, гуашь).
Во всех видах искусства Праски Витти демонстрирует виртуозность и артистизм владения художественными материалами. В архитектонике его творений видна органическая связь авторского замысла с материализованными и духовными явлениями или отдельными элементами из богатого культурного наследия нашего народа. Он уверен, что чувашское искусство неповторимо национальным может быть лишь тогда, когда опирается на дошедшей до нас мир родной культуры, когда художники создают свои произведения, творчески преломляя и интерпретируя его. Только таким образом, по мнению мастера, в нашем искусстве может восторжествовать «чувашская идея» с ее отличительными чертами композиции, колорита, ритмики, пластики и других средств художественной выразительности. Именно такое искусство будет оригинальным и эмоционально интересным для других народов. Он убежден, что это один из верных путей вхождения современного чувашского изобразительного искусства в мировую художественную культуру. Творческая биография самого Виталия Петровича является доказательством и объективности, и перспективности этих выводов.
Нетрадиционное искусство талантливого мастера свежей струей влилось в современную художественную культуру Чувашии и придало ей возрожденческий дух. Дух, который столь явственно не ощущался в республике со времен незабвенного Анатолия Миттова. Творчество Праски Витти возымело огромный резонанс среди художников Чувашии, особенно молодых. Оно дало мощный импульс к усилению интереса художников к национальной теме, к неувядающим корням народного искусства. Благодаря Виталию Петровичу, активизировались поиски новых средств выражения, усилились эксперименты с художественными материалами, наметилась тенденция к стиранию резких границ между отдельными видами изобразительного искусства, к примеру, живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.
Произведения художника хранятся в музеях и частных коллекциях России и зарубежных странах (Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, США).