Это архивная версия сайта. Новый сайт находится по адресу https://chuvsu.ru

 Кантата Карла Орфа «Кармина Бурана» - на чувашской сцене | Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

19 марта на сцене Чувашской государственной филармонии в исполнении Чувашской государственной академической симфонической капеллы и Муниципальной капеллы «Классика» будет представлена кантата для солиста, хора и симфонического оркестра «Кармина Бурана»  немецкого композитора Карла Орфа.

Дирижер – художественный руководитель Чувашской государственной академической симфонической капеллы, народный артист России, заслуженный деятель искусств,  лауреат Государственной премии Чувашской Республики,  декан факультета искусств Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова профессор Морис Яклашкин.

Карл Орф, «Carmina Burana»... Загадочное произведение, единственное в своем роде. Редко исполняемая в концертах (по причине масштабности и нетривиальности), но известная практически каждому - музыка, обладающая потрясающей силой воздействия.

Сценическая кантата «Кармина Бурана» занимает в творчестве Карла Орфа особое место. Это произведение, обозначившее переломный этап в жизни композитора, ставшее для него «вторым рождением». Орф открыл новую главу в современной музыке, провозгласив лаконичность средств музыкальной выразительности, свежесть гармонического языка и красочность оркестровки.

В основе произведения - хоровая поэма «Сагminа Вuгаnа» на стихи средневековых вагантов, литературный источник - рукописный сборник ХII века, найденный в начале ХIХ века в баварском бенедиктинском монастыре.

Карл Орф выбрал для своей кантаты два противоположных по значению гимна — любви и Фортуне, богине судьбы. Пролог и эпилог воссоздают характерный для искусства средних веков образ - колесо Фортуны,  неизбежный и безжалостный рок. Многоцветная радуга чувств, настроений, картин природы заключена в грозную раму заклинаний судьбы: первый хор «Фортуна - повелительница мира» (Fогtuпа Imperftrix Мundi) повторяется в конце. Колесо Фортуны совершает свой оборот. Первая часть кантаты - «Раннею весной» («Ргimо Vеге») - песни о любви, весенние хороводы. Вторая часть - «В кабаке» (In Таbеrnа») - страстный монолог «потерянного человека» («Исповедь» Архипоэта Кельнского) и большой хор всей этой буйной «братии». Третья часть -«Соuг D‘Amоus» - вновь светлый мир любви и весенней природы, и на последние звуки этой части внезапно обрушивается возглас «О Фортуна!» - возвращается грозный образ неумолимого колеса.

Песенные и оркестровые номера представляют собой как бы контрастные картины многообразной и разносторонней жизни, но, пожалуй, основным философским стержнем является раздумье о переменчивой и могущественной человеческой судьбе - Фортуне.

Минкультуры Чувашии.

150310