Это архивная версия сайта. Новый сайт находится по адресу https://chuvsu.ru
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова в начале 90-х гг. XX столетия перешел на качественно новый уровень своей деятельности в области образования и в результате своей активной инновационной деятельности создал социально-ориентированную систему непрерывного образования в Чувашской Республике. В целях социальной защиты малоимущих слоев населения и обеспечения равного доступа к получению высшего образования, а также для поддержки одаренных детей, особенно из сельской местности, университетом создана целая сеть инновационных образовательных структурных подразделений – филиалы, представительства, гимназия-интернат, центры довузовской подготовки.
Коллектив университета во главе с академиком Л.П. Кураковым при внедрении в учебный процесс инноваций исходило из того, что учащиеся сельских школ по сравнению с их городскими сверстниками объективно имеют меньше возможностей для соответствующей подготовки к вступительным экзаменам в вуз. Учитывая это обстоятельство, в 1992/93 учебном году приказом по университету была образована Школа будущего инженера (ШБИ), основной целью которой ставилась непрерывная физико-математическая подготовка специалистов по инженерно-техническим специальностям в условиях многоуровневой системы образования, начиная с довузовской подготовки и заканчивая повышением квалификации инженерных кадров Чувашской Республики. В настоящее время во всех сельских районах Чувашской Республики функционируют Центры довузовской подготовки учащихся, в которых проводятся занятия по углубленному изучению не только математики и физики, но и химии, биологии, истории России, обществознания, иностранных языков, русского и чувашского языков. Всего в центрах довузовской подготовки прошли обучение около 30 тыс. человек.
Большинство учащихся этих центров стали студентами ЧувГУ, других вузов Чувашской Республики и Российской Федерации. Практика работы центров довузовской подготовки показывает, что уже на второй год дополнительных занятий сельские учащиеся поднимаются до уровня требований, предъявляемых к абитуриентам. Они становятся конкурентоспособными с учащимися городских общеобразовательных школ и альтернативных образовательных учреждений.
В целях социальной поддержки одаренных детей из сельской местности и создания надлежащих условий для развития их способностей в 1994 году по инициативе руководства университета и при поддержке Министерства образования Чувашской Республики была открыта республиканская гимназия-интернат для особо одаренных детей. Всего за годы функционирования гимназию университета окончили и получили путевку в жизнь 820 молодых людей. При университете кроме гимназии-интерната были открыты шестнадцать лицейских классов. Проводят занятия в довузовских образовательных учреждениях (далее – ДОУ) университета и читают специальные курсы по различным дисциплинам ведущие профессора и преподаватели вуза. Кроме углубленного изучения отдельных предметов, являющихся профильными при поступлении в университет, учащиеся лицейских классов и гимназии осваивают азы рыночной экономики, юриспруденции, приобретают навыки работы с компьютерной техникой.
Образовательная деятельность Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова подтвердила свою жизнестойкость и дала хорошие результаты. Динамика контингента выпускников ДОУ университета, медалистов и поступление учащихся в вузы, в том числе в ЧувГУ и другие вузы РФ и ЧР показана в таблице:
Кол-во выпускников |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
591 |
593 |
700 |
614 |
570 |
575 |
625 |
580 |
|
Кол-во медалистов |
131 |
148 |
166 |
145 |
137 |
138 |
152 |
142 |
% поступивших в вузы, в том числе: |
97,0% |
97,6% |
95,6% |
97,0% |
97,0% |
97,4% |
97,5% (610 чел.) |
97,6% (566 чел.) |
в ЧувГУ |
81,2% |
76,2% |
62,9% |
59,8% |
56,7% |
52,2% |
43,7% (273 чел.) |
44,1% |
в др. вузы |
15,8% |
21,4% |
32,7% |
37,2% |
40,3% |
45,2% |
53,9% (337 чел.) |
55,8% (316 чел.) |
За все годы существования гимназию и лицейские классы университета окончили 6105 чел., из них 1363 человек с медалью. Только за 2002 – 2009 гг. довузовские образовательные учреждения университета окончили 4848 учащихся, в том числе 1159 чел. с медалью. За прошедшие годы значительно расширилась география высших учебных заведений Российской Федерации, студентами которых стали наши выпускники, причем география поступления выпускников гимназии и лицейских классов ЧувГУ в другие вузы страны из года в год расширяется. Гимназисты и лицеисты, наряду с выпускниками других профильных классов Чувашской Республики, уверенно поступают в высшие учебные заведения Российской Федерации. Знания, полученные выпускниками довузовских образовательных учреждений с помощью вузовских преподавателей, позволяют им успешно конкурировать на рынке образовательных услуг. География поступления выпускников ДОУ ЧувГУ в вузы РФ и ЧР отражена в таблице:
Кол-во вузов по годам |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
45 |
50 |
56 |
62 |
68 |
72 |
77 |
80 |
Ряд выпускников довузовских образовательных учреждений ЧувГУ поступили, кроме нашего университета, и в другие ведущие вузы страны, такие как, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский физико-технический институт (государственный университет), Российский университет дружбы народов, Московский финансово-экономический институт, Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева, Государственный университет – Высшая школа экономики, Государственная финансовая академия при Правительстве РФ, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет), Московский государственный университет печати, Московский транспортный институт, Московский архитектурный институт (государственная академия), Московский военный университет, Академия Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (г. Орел), Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербургский государственный технический университет, Санкт-Петербургская военно-медицинская академия, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова–Ленина, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Волго-Вятская академия государственной службы (г. Нижний Новгород), Академия водного транспорта (г. Нижний Новгород), Нижегородская академия МВД РФ, Нижегородская государственная медицинская академия, Саратовская государственная академия права и др.
Таким образом, сложившаяся в университете образовательная система, которую можно назвать «Школой Чувашского государственного университета», позволяет приблизить творческую образовательную обстановку к населению Чувашской Республики. Целенаправленная деятельность университета по повышению уровня знаний учащихся сельских школ позволила довести прием студентов на первый курс из числа сельской молодежи с 19 % в 1991 году до 54 % в 2009 году. Сегодня в Чувашской Республике проводится целенаправленная работа по созданию социально ориентированной системы непрерывного образования, в которой велико значение и Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова как интегрирующего звена.