Это архивная версия сайта. Новый сайт находится по адресу https://chuvsu.ru

 На «Чаепитии с Набоковым» | Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

291114 4

Дом. Что такое дом? Этот вопрос, наверное, возникал у многих в голове. Может быть, даже невольно. А у кого-то наверняка есть уже ясное понятие о нем. Каждый вкладывает в это слово свой особый смысл. Как бы то ни было, тема, думается, очень актуальна. Неспроста, видимо, дом стал объектом обсуждения на очередном вечере «Чаепития с Набоковым», который прошел 31 октября.

«Чаепитие с Набоковым» – это научно-литературное объединение, которое существует в Чувашском госуниверситете им. И.Н. Ульянова с 1998-го года. Постоянным руководителем объединения является старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы И.П. Яковлева. Название связано с именем Владимира Набокова, который часто использовал в своем творчестве игровое начало. Главная цель объединения – расширение литературного кругозора студентов и активизация их творческих способностей. На заседаниях кружка в непринужденной обстановке, за чашечкой чая обсуждаются проблемы, связанные с новыми литературными именами и явлениями, актуальными и интересными в современной литературной жизни. Не стоит думать, что здесь собираются лишь исключительно те, кто имеет отношение к литературе. Конечно, в первую очередь, мероприятие для филологов. Однако, посещать «Чаепитие…», которое проходит раз в месяц, могут все желающие.

Итак, где, как не в художественной литературе, можно найти ответы на злободневные вопросы. Вот и на вопрос, что такое дом, она в какой-то степени помогла нам найти ответ. Участники «Чаепития…» обращались непосредственно к тем произведениям, где образ дома выражен наиболее ярко. Вспоминали свои любимые литературные дома. Или такие, которые нам просто чем-то запомнились. По традиции, первой начала Ирина Петровна. Она вспомнила детские литературные дома. Например, «Пеппи Длинныйчулок», где двери виллы «Курица», в которой жила главная героиня – Пеппи Длинныйчулок, всегда были открыты для друзей. Именно та веселая, теплая, дружеская атмосфера, царящая там, не оставляет нас равнодушными. Далее вспомнили роман И.С. Шмелёва «Лето Господне», при чтении которого присутствует ощущение какого-то уюта, всеобщей теплоты по отношению друг к другу и ко всему. Не ускользнул от нашего внимания и роман И.А.Гончарова «Обломов»: дом Ильи Обломова в детстве и после. В поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», описание жилища действующих лиц помогает нам в раскрытии их образов. Также вспомнили роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», точнее, каморку, где жили герои произведения. Там читателя привлекает именно атмосфера любви, которая царит в их небольшом жилище. Мы не могли не вспомнить  и роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир»: гостеприимный дом Ростовых, двери которого также были открыты для всех, где царят любовь, уважение друг к другу, естественность, открытость, где ощущается какая-то надежда только на лучшее, и дом Болконских. Знакомясь при чтении с домом последних, ясно представляется именно образ самого дома и вряд ли ощутим здесь такую же живую атмосферу, как в доме Ростовых. Далее один из участников «Чаепития…» познакомил всех с романом Мариам Петросян «Дом, в котором…». Все, что есть в этой книге, связано именно с домом, с домом-интернатом, которому около 100 лет,  и где живут ребята с различными физическими отклонениями. Некоторые живут там 12-14 лет. И за время, прожитое в этом доме, они настолько полюбили это пространство и слились с ним, что перед выпуском у многих появляется страх,  с которым они ничего не могут сделать. Почему-то некоторым захотелось вспомнить произведения Ф.М. Достоевского, такие как «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Подросток», «Записки из мертвого дома» и «Записки из подполья». Но мы пришли к выводу, что, несмотря на то, что образ дома присутствует в книгах писателя, его дома такие, что выталкивают героев произведений на улицу, не слишком, быть может, располагают к себе и читателя, будь то дом Мармеладовых, где, однако, некоторым из участников все же удалось разглядеть некий свет и какое-то стремление со стороны Катерины Ивановны к созданию уюта, или, скажем, будь то дом Карамазовых в романе «Братья Карамазовы». Одним словом, в произведениях Достоевского образ дома выражен неярко. Затем вспомнились чеховские дома в таких произведениях, как «Вишневый сад» – пожалуй, «последний наш прекрасный дом», ибо действительно, после домов А.П. Чехова в литературе XX века таких замечательных домом практически  не было, разве что была тоска по нему. Вспомнили рассказ «Дом с мезонином», пьесу «Три сестры». Про последнее произведение Ирина Петровна сообщила нам интересный факт: кто-то из хороших актеров сказал, что в детстве, когда он увидел этот спектакль («Три сестры»), ему захотелось туда, т.е. жить там, поэтому он стал актером, чтобы оказаться в этом доме Прозеровском… Ю.С. Каньков вспомнил роман Горана Петровича «Атлас, составленный небом», в центре которого – Дом и его обитатели. Он зачитал нам одну из глав этого произведения, которая называется «О тьме подвальной и чердачной», в которой герою кажется «просто невероятным, как человек добровольно соглашается большую часть своей короткой жизни проводить между двумя тьмами». Он замечает, что человек, «наивно уверенный, что его надежно охраняют внизу прочный пол, а наверху балки потолка, даже не думает о пагубности такого образа жизни». Также герой обращает наше внимание на то, что «с течением времени уютное для человека жилье превращается в пожизненную ловушку». И продолжает: «Тогда, пришпиленный к собственной коробке, он ясно осознает фатальность своего заблуждения, однако, как правило, не находит достаточно сил, чтобы освободиться, а его душа отчаянно трепещет и бьется, попавшись в капкан, пока не окончится жизнь». Вещь, думается, хорошая! Стоит почитать!.. Продолжая поиски образа домов в литературе XX века, мы остановились на том, что как такого образа нет, а есть только ностальгия, тоска по дому. И, наверное, эту сторону наиболее точно характеризует стихотворение А.Блока «Земное сердце стынет вновь», где сказано: Уюта – нет. Покоя – нет...» Хоть стихотворение написано в 1914 году, однако, оно действительно как бы отражает дальнейшее развитие исторических событий. Ирина Петровна вспомнила также несколько стихотворений А. Тарковского и зачитала нам одно из них: «Был домик в три оконца…»

Так что же такое дом? Завершая наше «Чаепитие…» и как бы отвечая на этот вопрос, Ирина Петровна привела высказывания людей. Вот некоторые из них: «Дом – это где ты можешь найти какую-то старую вещь, которую потерял; «Дом – это где детская всегда будет детской, даже если там уже нет детей»; «Дом – это место, где тебя любят и ждут»; «Дом – это куда ты можешь написать письмо по старому адресу, бумажное. Оно дойдет, потому что адрес не изменился». И даже такое: «Дом – это моя машина». А также: «Дом – это место, откуда не хочется идти на работу. Особенно в плохую погоду»; «Мой дом там, где живет моя мама»; «Дом – это место, откуда меня не просят уйти». А вот высказывание, с которым, возможно, согласятся те, кто живет в съемной квартире, часто переезжает: «Дом – это некое место с определенной историей и вереницей сменяющихся жильцов». А еще такое: «Дом там, где пахнет выпечкой, где уютно, где теплый плед»…

Действительно, о доме представление у каждого свое. Но, думается одно – точно! Дом – это место, куда хочется вернуться! И возвращаешься. Пусть даже через много-много лет, как Одиссей Гомера или Григорий Мелехов из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»…

С. ГАДЖИЕВА.