Качество образования - основа его развития

 

На главную

 
 

В этом году Чувашскому госуниверситету имени И.Н.Ульянова исполняется 40 лет. О пройденном пути и перспективах развития вуза нашей редакции рассказал ректор ЧГУ академик Российской академии образования Лев Пантелеймонович Кураков.

- Лев Пантелеймонович, термин «инновация» буквально у всех на слуху. Мы связываем его с достижениями в области науки и техники. А какой еще смысл вкладывают сегодня ученые в это слово?

- Термин «инновация» предполагает значительные прогрессивные перемены, происходящие в науке, технике, жизни общества и государства. Мы связываем их с проводимыми реформами. Инновационными являются те реформы, которые осуществляются с помощью подходов, основанных на использовании новейших достижений науки.
Кстати, в начале года в ЧГУ состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективы социально-экономического развития субъектов национальной экономики в условиях вступления России в ВТО». Собрались ученые со всей России. Они были единодушны во мнении: опыт Чувашской Республики в инновационном развитии необходимо изучать и использовать в других регионах Российской Федерации. Как справедливо отмечает наш Президент Н.В.Федоров, мы не добываем золото и нефть, зато имеем ценнейший человеческий капитал. Имея мощный образовательный центр - Чувашский госуниверситет, наш долг - создавать благоприятные предпосылки для развития наукоемких отраслей экономики.
К тому же Чувашия является пилотным регионом по реализации многих федеральных целевых комплексных программ.

- На недавней интернет-конференции Президент Чувашии Николай Васильевич Федоров инновационным процессам в республике придал особое значение и выразил желание их ускорить до конца десятилетия. Справимся ли?

- Безусловно справимся. Никаких сомнений быть не может!
Нас радует, что наша республика в своем развитии всегда придавала большое значение инновационным процессам. Те успехи, которые достигнуты в республике, связаны, в первую очередь, с использованием новых методов прогнозирования социально-экономического развития республики, применением подходов, которые не используются ни в одном субъекте Российской Федерации. Что здесь имеется в виду? Это касается планирования и прогнозирования на долгосрочную перспективу как в экономическом, так и в социальном развитии. Все мы знаем, какие важные документы были приняты в Чувашии: Президентская программа «Новая школа», программы развития здравоохранения, жилищного строительства и другие.
На очередную сессию Государственного Совета Чувашской Республики вынесен вопрос о Стратегии социально-экономического развития ЧР до 2020 года. Подобный документ имеется лишь в нескольких субъектах РФ. Я очень внимательно ознакомился с проектом Стратегии и позволю заметить, что такой комплексный подход к планированию и прогнозированию развития субъекта Российской Федерации встречаю впервые. В ней четко отражены свои - специфические условия функционирования экономики Чувашии. Меня очень радует социальная направленность документа.
Масштабы Стратегии охватывают практически все сферы жизнедеятельности республики, включая реформирование отраслей социально-культурной сферы, развитие материально-технической базы ее объектов, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества важнейших социальных благ. Эти и другие приоритетные направления, безусловно, за короткое время осилить трудно, но к этому надо стремиться, мобилизовать на это все население республики.
В особенности хочу отметить главную цель авторов документа - неразрывную связь с процессами образования, воспитания духовно-нравственной личности, развития науки. Совершенно очевидно, что процесс реформирования системы образования в отрыве от экономики трудно даже представить.
Конечно, университет как научный центр не может оставаться в стороне от участия в разработке документов, жизненно важных для республики.
Кроме того, Президентом республики дано поручение разработать Стратегию развития системы образования Чувашии до 2040 года. Это еще один пример подлинно инновационного подхода к решению насущных проблем.

- Когда мы говорим о высшем учебном заведении, то в первую очередь обращаем внимание на востребованность его специалистов...

- Сегодня наш университет со всеми структурными подразделениями не только в Чувашии, но и за ее пределами представляет собою формирующийся мощный вузовский комплекс. Мы готовим специалистов по 56 направлениям, осуществляем переподготовку кадров.
В ЧГУ трудятся 110 профессоров, докторов наук и более 500 доцентов, кандидатов наук. На 25 факультетах обучаются более 20000 студентов. Наряду с классическими в университете открыты современные специальности, такие как «Финансы и кредит», «Менеджмент организации», «Управление качеством», «Радиотехника», «Дизайн», «Сестринское дело», «Журналистика», «Перевод и переводсведение», «Вычислительные машины, комплексы и сети», «Прикладная информатика (в экономике)» и др.
Только за последние 5 лет в ЧГУ появилось 12 новых специальностей. Некоторым из них нет аналогов в республике: «Проектирование зданий», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» и другие. В числе приоритетных задач - открытие новых специальностей по техническим направлениям.
О росте авторитета вуза свидетельствует еще один факт: в 2006 году к нам поступили учиться посланники 56 субъектов Российской Федерации и обучаются представители 30 государств мира.
Нам самим говорить хвалебные слова о своих выпускниках не очень удобно, но позвольте процитировать слова. Президента Международной гуманитарной академии «Европа-Азия», члена Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО профессора Э.Р. Тагирова. Этот ученый в свое время привез в ЧГУ высокую награду - медаль «Лидер в научно-образовательном пространстве России». Он высоко отозвался о выпускниках ЧГУ, назвав их «специалистами новой генерации, способными ответить на вызовы XXI века». По словам профессора Э.Р. Тагирова, Чувашский госуниверситет совершил прорыв на интеллектуальном фронте и представляет собою передовой научно-образовательный, центр, отвечающий высоким международным стандартам качества. Об этом свидетельствует и тот факт, что буквально на днях во Всероссийской студенческой олимпиаде (г. Уфа) по программированию команда ЧГУ заняла почетное третье место, а студент факультета информатики и вычислительной техники занял первое место в индивидуальном зачете.
Успехи ЧГУ стали достоянием мировой общественности. Вот как писал об инновационной деятельности нашего вуза ежемесячный журнал «Курьер ЮНЕСКО» еще четыре года назад: «Успехи Чувашского государственного университета признаны многими высшими учебными заведениями страны, федеральными органами власти... ЧГУ за последние годы в результате своей деятельности создал социально-ориентированную систему непрерывного образования... создал единое университетское пространство в Чувашской Республике».

- В какое же время удалось достичь таких результатов?

- Конечно, так было не всегда. На заре перестройки и у нас имелись долги, ветхие учебные корпуса, недостроенные здания, и была такая напасть всех бюджетных организаций, как текучесть кадров.
А ситуацию спасли те самые нововведения, с которых мы с вами и начали беседу. ЧГУ через свои филиалы и представительства в городах и районах Чувашии дал молодежи возможность получить качественное и доступное образование. Впоследствии эту эстафету подхватили многие вузы страны. При поддержке руководства республики мы влились в процесс модернизации образовательной системы России. О результатах свидетельствует присуждение коллективу университета премии Президента России в области образования за 2000 год. Нововведения позволили нам зарабатывать и дополнительные средства, которые регулярно направляем на бесплатное оздоровление и отдых наших студентов и преподавателей, строительство жилья, ремонт старых и возведение новых учебных корпусов, объектов культурного, спортивного назначения. Конечно, такая социальная политика является настолько привлекательной, что, честно признаться, в дополнительной рекламе не нуждается.
И сейчас нерешенных вопросов в области социально-экономического развития университета хватает. Но эти вопросы коллектив, ученый совет университета всегда держат в поле зрения.

- Сегодня в вузах всех студентов условно делят на «бюджетников» и «контрактников». Считается, что одни поступают учиться в университет благодаря своим талантам, а другие вынуждены учиться по контракту. Каким из них отдают предпочтение в ЧГУ, кому больше помогают?

- Мы за тех, кто хорошо учится. Бывает и так - иной «контрактник» грызет гранит науки, а его собрат-«бюджетник», что называется, почивает на лаврах. В таких случаях, мы, как в шахматной игре, делаем рокировку в пользу работоспособного и пытливого студента-активиста.
Вообще же в университете действует эффективная система социальной защиты сотрудников и студентов. В первую очередь стараемся помочь ребятам из малообеспеченных семей, инвалидам, а также тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, участвовал в боевых действиях. В зоне повышенного внимания многодетные, молодые студенческие семьи.
Студенты, особо отличившиеся в учебе, научно-исследовательской работе, получают именные и персональные стипендии. Дважды в год, после сессии, ученый совет университета по представлению студенческого совета утверждает списки стипендиатов. Деньги для этих целей поступают из внебюджетных средств вуза. Ежегодно на эти цели мы направляем миллионы рублей.
Особой заботой пользуются у нас студенты, оставшиеся без попечения родителей, сироты. Им предоставляются места в общежитии, выделяется материальная помощь. Также ребята имеют право на бесплатные путевки на отдых и лечение в санатории. Есть в ЧГУ свой профилакторий на 100 мест.
Ежегодно расширяется география оздоровительных учреждений, где отдыхают наши студенты и сотрудники. Сегодня их ждут в Московской и Ульяновской областях, в Краснодарском крае. За пять лет здесь отдохнули и поправили здоровье уже более 6 тысяч человек. Университет вложил на эти цели около 35 миллионов рублей. За счет университета отдыхают и дети наших сотрудников и преподавателей.
В университете утверждена комплексная программа по физической культуре и спорту, формированию здорового образа жизни. На территории вуза четыре спортзала общей площадью 4200 квадратных метров. В 2004 году возведен спортивный комплекс (5 тысяч квадратных метров и собственная инфраструктура). После тренировки, кстати, не надо заботиться о том, где бы поесть. Прямо в спорткомплексе есть кафе, где вам любезно предложат горячее питание.

- Правительство Российской Федерации высоко оценило деятельность университета в области социальной сферы. В 2005 и 2006 годах по итогам Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» ЧГУ удостоен дипломов лауреата. Как боролись за успех?

- Работа не прекращалась ни на один день. Учитывались все стороны жизни коллектива: и жилищные условия в общежитиях, и обеспеченность жильем молодых семей. Не на последнем месте забота о ветеранах, которые всю жизнь проработали в вузе. Ученый совет ЧГУ учредил звание «Заслуженный профессор ЧГУ». Его обладатели имеют социальные льготы за счет университета.
Не в обиде на нас и участники войны, труженики тыла, работающие в университете. Для них установлена ежемесячная доплата к должностному окладу в размере 2000 рублей. Немногие вузы могут записать себе в актив такие льготы ветеранам.
Совершенствуется медицинское обслуживание вуза. В 2003 году открыт Центр здоровья, где работают квалифицированный врачи. В 2006 году в этом лечебном учреждении прошли лечение и диагностику свыше 1300 человек.
Развивается материально-техническая база спортивно-оздоровительного лагеря «Университетский». Эта здравница расположена в живописном месте в 30 километрах от Чебоксар. Так, на строительство нового спального корпуса выделено свыше 3,7 миллиона рублей.

- Человек с высшим образованием должен быть не только здоров физически и образован, но и обладать высоким духовным потенциалом. Воспитать такого специалиста в наше время дело, прямо скажем, нелегкое. В университете говорят правильные вещи, а на улице что? Оголтелая реклама спиртных напитков и сомнительных увеселений...

- В нашей республике для проведения работы по духовно-нравственному воспитанию созданы все условия. Указ Президента Н.В. Федорова об объявлении 2006 года Годом духовного просвещения дал новый импульс дальнейшему совершенствованию этой работы. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию усилило нашу уверенность в том, что мы находимся на верном пути.
В марте текущего года во Дворце культуры университета состоялась церемония награждения орденами и медалями Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия». Высоких наград были удостоены десятки учителей, врачей, предпринимателей республики, которые внесли значительный вклад в развитие меценатства и благотворительности.
Президентом нашей республики принято решение об установке скульптуры «Добрый ангел мира» в г. Чебоксары. Все это, несомненно, активизирует работу по духовно-нравственному воспитанию.
Университет формирует мировоззрение своих воспитанников, постепенно вовлекая их в благотворительные акции, различного рода научные конференции, в которых принимают участие известные общественные и государственные деятели.
Деятельность коллектива университета по духовному воспитанию сформировалась на основе богатого творческого наследия патриарха чувашского народа И.Я. Яковлева, который, как известно, огромное внимание уделял вопросам воспитания личности. Кропотливой и скрупулезной работе по увековечению его памяти в ЧГУ было отдано много сил и времени. Исторический и библиографический материал, публикуемый в книгах, издаваемых университетом, призван восполнить тот нравственный вакуум, который возник на волне реформ. Иван Яковлев, который ратовал за образование беднейших слоев населения, стал в нашем вузе символом борьбы с иждивенческими настроениями в обществе, косностью и равнодушием, стремлением к безразличию, пассивности.
Тот, кто самоотверженно борется за достижение великих целей, дарит миру новые великие имена. В прошлом году в республике широко отмечалось 125-ле¬тие со дня рождения нашего земляка Алексея Афанасьевича Кокеля, который родился в селе Тарханы Батыревского района. Основоположник чувашского профессионального изобразительного искусства, первый ректор Харьковской государственной академии дизайна и искусств, он был высокообразованным и глубоко верующим человеком. Изучение его наследия также должно дать студенчеству новые силы в борьбе за высокие нравственные идеалы.

- Престижно ли сегодня заниматься наукой? Насколько осознанно желание молодого специалиста продолжить учебу, скажем, в аспирантуре, защитить диссертацию?

- Конечно, не все рвутся покорять вершины научного Олимпа. И способности, и стремления у всех молодых людей разные. Однако конкурентоспособный работник - это, как правило, человек, который учится всю свою сознательную жизнь и никогда не останавливается в своем развитии. В последние годы борьба за воспитание такого специалиста приобрела в нашем вузе более целенаправленный характер.
В аспирантуре ЧГУ идет подготовка 450 аспирантов по 14 отраслям науки и 44 специальностям. В науку под «присмотром» ЧГУ вливаются новые силы: это не только наши сотрудники, но и работники других вузов, предприятий и организаций разных форм собственности, а также посланники других регионов Приволжского федерального округа.
Вообще в университете ведется целенаправленная работа по стимулированию научных разработок. В 2006 году на эти цели выделено 10 миллионов рублей.
Особое внимание уделяем укреплению прямых связей со стратегическими партнерами - промышленными предприятиями и организациями республики, налаживанию хоздоговорных отношений.
В 2006 году создан региональный центр перспективной отрасли науки - наноиндустрии Чувашской Республики, в который вошла межвузовская лаборатория высоких технологий и научно-исследовательская лаборатория Чувашского госуниверситета.
Многие научные исследования носят фундаментальный характер, выполнены на не отечественных и мировых достижений. Так, например, содружество ученых Чувашского и Московского государственных университетов дало результаты, которые уже сегодня могут быть применены в медицине и в различных отраслях промышленности.

- Чувашской госуниверситет дал путевку жизнь многим талантливым производственникам, политикам и общественным деятелям. В свое время их способности заметили, оценили и развили вузовские преподаватели. И сегодня перед ними стоят сложнейшие задачи, связанные с поиском и воспитанием конкурентоспособных специалистов широкого профиля.

- Действительно, многие наши выпускники сегодня работают на высоких государственных должностях, являются руководителями крупных предприятий. Мы гордимся тем, что Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров долгое время работал преподавателем университета.
ЧГУ - вуз многопрофильный. К началу XXI века он обрел известность как крупный, динамично развивающийся образовательный, научный и культурный центр Приволжского федерального округа. Шестнадцать лет назад была определена и стратегия ЧГУ по развитию инновационной деятельности, созданию в Чувашии социально-ориентированной системы непрерывного образования. Это главная задача вуза. Ведь хорошее образование, как известно, за деньги не купишь. Качество обучения всегда было и будет основным критерием в подготовке специалистов новой генерации.

- Каковы перспективы развития Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова?

- За последние годы наш университет при активной поддержке руководства республики добился определенных успехов. Полагаю, без стратегического планирования результат не был бы столь очевиден.
Но тема перспектив развития очень обширна и требует отдельного, обстоятельного разговора. Если читателей эта тема заинтересует, то мы к ней вернемся.
Отмечу, что коллектив университета разработал и реализует Стратегию развития на ближайшие 10 лет. В ней отражены достижения, нынешнее состояние и ориентиры развития университета. В данном; документе мы концентрируем внимание на важнейших проблемах, требующих; решения. Мы осознаем, что наш главный ресурс - преподаватели, сотрудники и студенты, которые и обеспечат динамичное развитие вуза на перспективу.  
 

 
 

На главную

 

© 2007  Центр Интернет Чувашского госуниверситета