В «рейтинге объективности» вузов России, проводимым Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова по результатам участия в четвертом этапе эксперимента по независимой оценке знаний студентов среди 116 вузов страны занял 3 место.
Независимая оценка знаний студентов – своего рода внешний аудит качества реализации образовательных программ, компетенции студентов, необходимых для дальнейшего успешного освоения образовательной программы и осуществления профессиональной деятельности.
Эксперимент по объективной оценке знаний студентов максимально приближен к естественным условиям экзаменационной сессии и предполагает сдачу экзаменов/зачетов в форме собеседования и письменных ответов. Особенность заключается в том, что знания учащихся проверяют преподаватели, которые не проводили занятия у опрашиваемых студентов. В качестве сторонних экспертов привлекаются остепененные преподаватели другого вуза, имеющие значительный опыт работы по выбранным дисциплинам.
Вузам эксперимент дает возможность получить не столько «независимую» картину компетенций студентов, но и в значительной мере – внешнюю оценку работы самих учебных заведений, в том числе, корректности составления рабочих программ учебных дисциплин, уровня преподавания и фондов оценочных средств. Для высших учебных заведений по итогам эксперимента готовятся аналитические записки с рекомендациями.
Рособрнадзор заинтересован в дальнейшем развитии объективной оценки знаний, так как срезы знаний студентов позволяют на первоначальном этапе определить реальное качество подготовки и принять меры для корректировки ситуации.