Это архивная версия сайта. Новый сайт находится по адресу https://chuvsu.ru
|
Я – от «сохи», мои родители и предки были крестьянами, потому и сам рано был приучен к сельскому труду. Жизнь со страшной силой выталкивала меня из «детской оболочки», так что обычные ребячьи радости обошли меня стороной.
Началась война. В сентябре 1941 года отец ушел на фронт и погиб под Москвой, оставив матери шестерых малолетних детей и престарелую бабушку. Трудно описать все, что выпало на долю вдовы и матери многодетной семьи. Эта деревенская, физически и морально крепкая безграмотная женщина самоотверженно делала все возможное и невозможное для того, чтобы сохранить и вырастить нас здоровыми, старалась обеспечить всем необходимым, чтобы мы могли учиться и посещать школу. Ее старания увенчались успехом: мы не огорчали мать, все окончили среднюю школу, четверо из нас получили высшее образование. Семья была дружная и крепкая, это сохранилось и по сей день.
Я, как старший из детей, встал с матерью в одну «упряжку». Чтобы не дать семье погибнуть, заменил отца, 12-летним подростком стал мужчиной в доме.
Зима 1941 года выдалась суровой, наш большой фруктовый сад вымерз, впоследствии деревья пришлось срубить. Землю обработали под огород. Расширяли посевы картофеля и других овощей, но к весне их снова не хватало. Вдвоем с матерью доставляли на санках дрова из леса, который находился за семь километров от дома. Колхозных лошадей забрали в армию, свой огород пахали на себе. Чтобы прокормить, одеть семью, мы с матерью валяли валенки, а это тяжелый физический труд – не женский и не детский.
В стране для тружеников тыла был лозунг «Фронт и тыл едины». И я, несмотря на юный возраст, с малых лет приученный к сельской работе, находился вместе с матерью везде, где нужна была физическая сила: на посеве, ручной жатве, покосе сена. В это время остальные дети на целый день оставались на попечении старшей 10-летней дочери. Любую радостную весть с фронта каждый из нас воспринимал как личный успех.
В 1942 году мне вручили большую кирзовую сумку почтальона, и с 13 лет я стал штатным работником колхоза. С этого года исчисляется мой непрерывный трудовой стаж.
Почту разносил после школы по селу Красные Четаи, доставлял вести с фронта в треугольных конвертах со штампом «Полевая почта». Работа почтальона никаких материальных благ не приносила. Но меня ждали в каждом доме – и это давало моральное удовлетворение, поэтому работал до самого окончании школы.
Война внесла свой отпечаток в школьную жизнь. Учебный год в старших классах начинался с октября, ученики и преподаватели занимались уборкой картофеля, старшеклассники заготавливали дрова, охраняли школу. Я старался активно участвовать в каждом деле, чтобы добиться максимальной пользы от работы.
Чувство высокого патриотизма и сильный дух помогали людям преодолевать все трудности и испытания. Юность, опаленная войной, и стремление получить профессию защитника Родины определили мою дальнейшую судьбу. Так, в 1948 году я стал курсантом Первого Московского радиотехнического авиационного училища связи. До 1975 года служил в Военно-воздушных силах и Ракетных войсках стратегического назначения Вооруженных Сил СССР. Службу проходил в дальних гарнизонах Киргизии, Казахстана, Молдавии, Украины, Белоруссии, в Забайкалье и Саратовской области. Частые переезды от одного места службы к другому, расстояние между которыми насчитывает 6-8 тыс. км, с маленькими детьми, проживание в частных квартирах в глубинке – таковы были условия времени.
Эксплуатация сложной техники требовала более глубоких знаний. Совмещая службу и учебу, окончил Всесоюзный заочный политехнический институт (г. Москва) и Академию ракетных войск им. Ф.Э.Дзержинского.
С 1975 года и по сей день работаю заведующим лабораториями кафедры вычислительной техники в Чувашском госуниверситете имени И.Н.Ульянова.
П.А. КУЧЕКЕЕВ,
зав. лабораториями кафедры вычислительной техники ЧувГУ.
В ЧГУ им. И.Н. Ульянова начала работу «горячая линия» для абитуриентов. 8-800-550-79-88
(звонок бесплатный) специалисты приемной комиссии будут консультировать поступающих и родителей. 8 (8352) 45-20-27 (по вопросам дистанционного обучения) |
|