Это архивная версия сайта. Новый сайт находится по адресу https://chuvsu.ru

 Чувашский госуниверситет имени И.Н. Ульянова – альма-матер инженерного дела | Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
 



Чувашский госуниверситет имени И.Н. Ульянова – альма-матер инженерного дела

Пятница, 04.03.16

Столица Чувашии по праву носит имя города инженеров. Значение в подготовке инженерных кадров крупнейшего вуза республики – Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова трудно переоценить.

Среди высоковостребованных – выпускники ЧГУ по таким направлениям как энергетика и электротехника, машиностроение, радиоэлектроника и автоматика, вычислительная техника, инженерно-строительные специальности. В целом, как показывает анализ, выпускники университета не испытывают проблем с трудоустройством, причем находят место работы именно по своим специальностям и направлениям подготовки. Для преподавательского коллектива такой уровень востребованности – оценка работодателем качества подготовки в университете, взрастившем несколько поколений инженеров.

О настоящем и будущем технического направления ЧГУ рассказывает ректор Андрей Юрьевич Александров.

– Андрей Юрьевич, Правительством России утвержден Перечень приоритетных специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики. Существуют различные версии списка самых востребованных профессий в будущем. Ориентируется ли Чувашский государственный университет на эти тенденции?

– Безусловно. Из 141 приоритетных направлений, определенных Правительством, по 39 ведется подготовка кадров в нашем вузе. Что касается самых востребованных профессий. Вот, например, Минтруд России определил 50 наиболее востребованных профессий. В свою очередь, журнал «Форбс» опубликовал ТОП-25 профессий, которые будут самыми востребованными в ближайшие 50 лет. В ЧГУ уже обучают данным престижным профессиям. Это образовательные программы, связанные с проектированием, дизайном и строительством «умных» домов, технологиями 3D-моделирования, экологическими здоровьесберегающими технологиями, фармацией и другими. Но, конечно, мы развиваем и другие перспективные направления. Например, в ближайшее время особое внимание университет намерен уделить подготовке кадров в области робототехники и кибербезопасности. В перспективе также развитие направлений в области нанотехнологий, например, создание новых материалов. Сегодня в нашем вузе разрабатывается тематика повышения эффективности преобразования солнечной энергии в электрическую. Именно в ЧГУ открыта первая в Приволжье опытная электростанция. Совсем недавно в университете организована новая научная лаборатория по проблемам использования энергии рек и морских течений для выработки электроэнергии.

В настоящее время наиболее передовое высшее техническое образование развивается, основываясь на междисциплинарном подходе и широком внедрении информационных технологий. ЧГУ нацелен на подготовку таких кадров, поскольку востребованность специалистов с такими знаниями очень высока и будет расти в дальнейшем. Мы видим перспективным для университета направление, где также используется междисциплинарный принцип (в сфере строительства и информационных технологий). Инженер-строитель сегодня должен уметь использовать 3D-принтер. Актуальной представляется и подготовка инженеров-менеджеров, управленцев нового формата, которые хорошо разбираются не только в вопросах администрирования, но и в собственно технологическом процессе. Таких специалистов явно не хватает промышленным предприятиям.

Названные перспективные направления будут поэтапно реализованы в соответствии с программой развития Чувашского государственного университета, который все более становится вузом, готовящим специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики.

– Какой инженер сегодня требуется на рынке труда? И как вызвать интерес к этой профессии у школьников?

– Современные высокотехнологичные предприятия обращают все больше внимания на уровень подготовки выпускников, потому на рынке труда наблюдается повышенный спрос на специалистов, способных эффективно работать, быстро решая самые сложные системные технические задачи. Все это диктует необходимость улучшения качества инженерной подготовки, а не просто осуществления валового выпуска технических специалистов.

Что касается профориентации детей на инженерные направления. Можно поспорить, но смею утверждать, что процесс мотивации школьников к выбору инженерной профессии должен стартовать уже в начальных классах. В данном случае очень пригодится, как мы считаем, опыт прежних, советских времен. Мы прекрасно помним, что в школах в то время значительное внимание уделялось трудовому обучению, работала сеть станций юных техников при Домах пионеров.  Но сегодня к этому надо добавить навыки проектирования, расчетов, ведь разработать робота без таких умений не получится. Есть очень хороший пример такой подготовки в кружке робототехники, который создан на базе Центра молодежного инновационного творчества.

Продуктивным методом побуждения интереса к инженерному делу выступает проведение инженерных олимпиад. Чувашский госуниверситет в последние годы последовательно реализует олимпиадный подход в сотрудничестве со школами. В качестве примера могу назвать олимпиаду «Надежда электротехники Чувашии», которую для школьников вот уже второй раз совместно с университетским Центром по работе с одаренной молодежью организует Чебоксарский электроаппаратный завод. Победитель олимпиады получает целевое направление для поступления в университет и именную стипендию завода на весь период обучения в вузе.

Еще одной привлекательной моделью приобщения школьников к инженерному образованию выступают новые формы профориентационной работы. Впервые в Чувашии, начиная с 2015 года, ЧГУ проводит «Университетские субботы», где старшеклассникам читают лекции видные университетские ученые. Ребята с большим интересом посещают такие занятия, способствующие расширению кругозора, помогающие определиться с выбором профессии. Все это очень увлекательно. Убежден, что такие соревнования, занятия и творческие проекты многим помогут осознанно сделать выбор своего будущего и профессии.

– В Чувашской Республике формируется целый ряд производственных кластеров: электротехнический, машиностроительный, химический. Очевидно, что один из обязательных участников любого кластера –  высшее учебное заведение, в нашем случае ЧГУ. Какой видится вам роль университета в системе кластера?

– Действительно, Чувашия – один из тех регионов, где реализуется кластерный подход в организации территориальной структуры производства. Наиболее развитым сегодня является электротехнический кластер, участником которого в области подготовки кадров, выполнения научных проектов, является ЧГУ. Университет будет взаимодействовать с кластером в реализации перспективных проектов по энергосбережению и энергоэффективности, в частности по таким направлениям как солнечная энергетика, интеллектуальные электрические сети, энергобезопасность. Есть и другие перспективные направления.

Совместная работа проводится по повышению квалификации сотрудников предприятий-участников кластера и преподавателей университета. Они получат дополнительные профессиональные компетенции, необходимые для продвижения перспективных кластерных проектов.

Все предприятия-члены кластера содействуют университету в оснащении образовательного процесса оборудованием, организации производственных практик.

Мы считаем очень важным такое взаимодействие высшей школы и объединения электротехнических предприятий республики. Уверен, что заявленное партнерство повысит конкуренто­способность выпускаемой предприятиями продукции не только на российском, но и международном рынке, а также послужит решению вопросов импортозамещения.

– Какие реализованные инновационные проекты университет сегодня может зачесть себе в актив?

– Реализованных проектов, как и тех, над которыми сегодня работают кафедры и лаборатории нашего университета, достаточно много: и в образовательном направлении, и в области научно-прикладных, инновационных разработок. Следует отметить, что в последнее время активно идет процесс организации базовых кафедр в рамках сетевого взаимодействия университета, предприятий и организаций. В качестве примера могу привести базовую кафедру, созданную совместно с вышеупомянутым Чебоксарским электроаппаратным заводом.

Университет в 2013-2015 годах участвовал в реализации проекта «Совершенствование системы целевой подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий электротехники, машиностроения и строительства Чувашской Республики», ставшего победителем федерального конкурса «Кадры для регионов», и на эти цели получил дополнительно 60 млн рублей из федерального бюджета, большая часть которых была направлена на приобретение нового оборудования, в том числе и уникального. Плюс помощь современным оборудованием со стороны наших работодателей, участвовавших в проекте. Это ИЦ «Бреслер», ООО «Кейсистемс», ООО «ККУ «Концерн «Тракторные заводы», ООО «ФОРСТ», ЗАО «Чебоксарский электроаппаратный завод», ООО «НПП «Экра», ООО «НПП «Динамика», ОАО «ВНИИР», «НПП «Бреслер» ОАО «Дорисс», АУ Чувашской Республики «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики» Минстроя Чувашии и другие.

В 2014 и 2015 годах мы стали победителями конкурса «Новые кадры для оборонно-промышленного комплекса». Данный проект по целевой подготовке для нужд предприятий оборонно-промышленного комплекса реализуется в партнерстве с НПП «ЭЛАРА», ОАО «ЧЭАЗ», производственным объединением имени В.И. Чапаева.

При университете действует Центр прототипирования, где тиражируются новейшие производственные технологии. Организован Инновационно-внедренческий центр, координирующий совместную работу университета и предприятий по разработке современных образцов техники и технологий.

Среди реализованных научно-практических проектов вуза – разработка  схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Чувашской Республики на 2014-2018 годы, исследование характеристик солнечной энергоустановки, работающей параллельно с централизованной сетью (СЭУ-С); исследование направлений развития коммутационных аппаратов повышенной механической стойкости для перспективных систем электроснабжения постоянного тока и другие инновационные проекты в области приоритетных направлений, в области развития науки, техники и технологий.

В ближайшей перспективе мы планируем значительно обновить инфраструктуру вуза, в том числе и за счет создания при поддержке предприятий и организаций-партнеров именных аудиторий и лабораторий, оснащенных современным интерактивным оборудованием.

rasp z 2

priem

ПРИЕМ - 2020

lk

hotline

В ЧГУ им. И.Н. Ульянова начала работу «горячая линия» для абитуриентов.
С понедельника по пятницу с 09:00 до 17:00 по многоканальному телефону

8-800-550-79-88
(звонок бесплатный)

специалисты приемной комиссии будут консультировать поступающих и родителей.
В субботу с 9:00 до 14:00. 

banner-300dpi

d o

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

letn sh

ЛЕТНИЕ ШКОЛЫ ДИСТАНЦИОННО 

forum

dod 2020

payment
 kml

kv

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРОНАВИРУСУ

180320

8 (8352) 45-20-27 (по вопросам дистанционного обучения)
8 (8352) 58-31-93 
(дежурно-диспетчерская служба)
8 (8352) 45-23-39 (приемная комиссия)

STUDENChESKAYa BIRZhA TRUDA

75

voin pam

Volonterskiy korpus

geroi-otechestva

100

100-ЛЕТИЕ ЧУВАШСКОЙ АВТОНОМИИ

vek yub

ВЕКОВОЙ ЮБИЛЕЙ

fakty ch

vyp

msb
chuv ter inn

you

ulianovetz

smi chgu

olimp 2019

projektы

zdo
molod 2016
vak
 
brs
 
bass

banner1_1 banner1 banner2_2 banner2_2 banner3 banner3 banner4 eo ek pfo_copy banner11_3 banner7 fz1 banner10
liniab
Адрес университета: 428015, Россия, Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Телефон: (8352) 58-30-36, 45-23-39 доп.37-50. linia